Кадровое обеспечение деятельности судов

Тарайко Валерий Иосифович Архангельск 2009 План: Понятие и содержание организационного обеспечения деятельности судов……………………………………………………………………………. Основные задачи и функции Судебного Департамента при Верховном Суде Судебная система — это институт, который действует как окончательный арбитр в применении норм права, обеспечивая их эффективность исполнимость в правовой системе. Большая часть гражданских споров, рассматриваемых в суде,- это споры между частными лицами. Поэтому судебная системы играет особую роль при защите основных прав человек, именно судебная система должна гарантировать, что нормы права будут служить своей основной общественной цели — защите прав интересов личности. В этой связи наиболее важным фактором, оказывающим влияние на надлежащие отправление правосудия, является — институт независимости судебной системы. Но к сожалению на деле, особенно в середине 90-х, говорить о полном финансовом обеспечении судов не приходилось, кадровое обеспечение деятельности судов последние годы ситуация постепенно начала выправляться. Организационное обеспечение деятельности судов — одна из основных функций направлений право охранительной деятельности, от которой в немалой степени и зависит институт независимости судебной системы. В наши дни под ней принято пони­мать осуществление мер по созданию условий, необходимых для судебной деятельности, ее кадровому, организационному и ресурс ному обеспечению. В состав организационного обеспечения входит осуществление следующих задач: разработка и внесение в соответствующие органы государ­ственной власти предложений по вопросам организации судов; разработка и внесение предложений по вопросам увеличения или кадровое обеспечение деятельности судов штатной численности судей; подбор кандидатов в судьи и проверка их профессиональных, деловых и нравственных качеств; обеспечение деятельности экзаменационных комиссий, проверяющих уровень правовых знаний у кандидатов на судейские должности; дача заключений о пригодности или непригодности кандидатов в кадровое обеспечение деятельности судов организация выборов назначения народных заседателей, составления и обновления списков присяжных заседателей, отбора арбитражных заседателей; контроль за законностью избрания, назначения или отбора таких заседателей; организация регулярного повышения квалификации судей иных судебных работников; дача заключений и представление необходимой информации по всем вопросам, рассматриваемым квалификационными коллегиями в отношении судей; материально-техническое обеспечение судов и создание надлежащих условий для их деятельности; содействие судам в осуществлении мер по реальному исполнению кадровое обеспечение деятельности судов ими решений; организация и ведение судебной статистики; оснащение судов правовой информацией, необходимой для осуществления правосудия иной судебной деятельности; изучение деятельности судов в масштабах отдельных регионов или в целом по стране, ее конкретных направлений, разработка и внесение предложений по ее развитию и совершенствованию; разработка международных договоров о правовой помощи, содействие судам в выполнении этих договоров; организация научных исследований по правовым проблемам, в том числе по проблемам организации и деятельности судов, их совершенствования; изучение зарубежного опыта в данной сфере и выработка предложений по использованию его рациональных проявлений в отечественной законодательной и правоприменительной практике, в том числе судебной. Выполнение названных и некоторых других задач, охватывае­мых функцией организационного обеспечения деятельности судов, в соответствии с недвусмысленными требованиями закона ни в коем случае не кадровое обеспечение деятельности судов осуществляться в ущерб принципу самостоятельности судов, независимости и кадровое обеспечение деятельности судов только закону судей и участвующих в отправлении правосудия представителей народа. Суть данной функции состоит во всемерном оказании содей­ствия судам в надлежащем осуществлении ими своих полномочий, которыми они наделены как органы судебной власти, особенно полномочий по отправлению правосудия. Ее реализация несовместима с попытками подменять суды, заменять их или командовать ими, подчинять каким-то государственным органам законодательной представительной или исполнительной властей, органам местного самоуправления, коммерческим структурам, ставить в зависимость от произвольного усмотрения или капризов тех или иных должностных лиц, даже самых высокопоставленных. Она несовместима с безграничным диктатом в сфере правосудия, также каких бы то ни было судебных инстанций, включая самых высоких, а равно руководителей этих инстанций. Вышестоящие судебные инстанции вправе проверять законность и обоснованность приговоров иных решений судов, разбирающих граж­данские и уголовные дела, к примеру, по первой инстанции. Однако делать это они могут лишь в тех пределах, которые установлены законом. Например, вышестоящий суд, отменяя приговор и направ­ляя дело на новое рассмотрение в нижестоящий суд, не вправе предписать ему, какую меру наказания он должен определить после повторного рассмотрения кадровое обеспечение деятельности судов и признания вновь подсудимого виновным в совершении преступления. Если такое предписание все же будет дано, то оно не должно исполняться. Органыучаствующие в кадровое обеспечение деятельности судов функции организационного обеспечения деятельности кадровое обеспечение деятельности судов. В последние кадровое обеспечение деятельности судов судебная система Российской Федерации значительно усложнилась. В ее составе появились подсистемы ветви судов, которых раньше не было — Конституционный Суд РФ, военные суды, арбитражные суды, начался процесс формирования судов субъектов Федерации. В значительной мере в силу этого обстоятельства и ряда других причин организационное обеспечение деятельности судов оказалось вверенным не какой-то одной системе органов, кадровое обеспечение деятельности судов разным - в зависимости от того, об обеспечении каких судов идет речь. Такой подход закреплен в Законе о судебной системе. Обеспечение деятельности Конституционного Суда Российской Федерации, Верховного Суда Российской Федерации и Высшего Арбитражного Суда Российской Федерации осуществляется аппаратами этих судов. Обеспечение деятельности других судов общей юрисдикции кадровое обеспечение деятельности судов Судебным департаментом при Верховном Суде Российской Федерации. Именно на основе этих статей и следует рассматривать структуру нынешнего построения организационного обеспечения деятельности судов. Непосредственно организационным обеспечением деятельности Конституционного Суда РФ призваны заниматься главным образом его Кадровое обеспечение деятельности судов, заместитель Председателя, судья-секретарь, работники Секретариата и других вспомогательных подразделений. При этом важную роль выполняют - рабочие совещания судей. О них в параграфе 60 Регламента Конституционного Суда РФ говорится: 1. Для рассмотрения и решения организационных, финансовых, кадровых иных вопросов внутренней деятельности Конституционного Суда, за исключением вопросов, решаемых в соответствии с Законом о Конституционном Суде в заседаниях Конституционного Суда, проводятся рабочие совещания судей. Рабочие совещания созываются Председателем Кадровое обеспечение деятельности судов Суда либо, по его поручению, заместителем Председателя или судьей-секретарем. Совещание может быть созвано по требованию любого из судей. На рабочие совещания могут приглашаться сотрудники аппарата Конституционного Суда иные лица. Рабочее совещание судей правомочно принимать решение при наличии большинства от общего числа судей Конституционного Суда. На рабочие совещания судей не распространяются положения пункта 8 части первой статьи 18, части пятой статьи 72 и части четвертой статьи 114 Закона о Кадровое обеспечение деятельности судов Суде. Решения на рабочих совещаниях судей принимаются большинством голосов от числа присутствующих судей. На рабочих совещаниях судей может вестись протокол или стенограмма. Вместе с тем реально некоторые важные функции, связанные с организационным обеспечением деятельности Конституционного Суда РФ, выполняются и другими государственными органами. Среди них в первую очередь можно прежде всего выделить Президента РФ, который своим указом закрепил основные принципы финансирования Конституционного Суда РФ. В случае смерти гибели судьи Конституционного Суда Российской Федерации или смерти гибели пребывающего в отставке судьи Конституционного Суда Российской Федерации каждому члену его семьи устанавливается ежемесячное денежное содержание в сумме, равной 165 процентам размера базовой части трудовой пенсии по старости, кадровое обеспечение деятельности судов пунктом 1 статьи 14 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Увеличение размера ежемесячного денежного содержания производится путем его умножения на индекс роста базовой части трудовой пенсии по старости в те же сроки, с которых производится изменение индексация указанной части трудовой пенсии на день смерти гибели судьи Конституционного Суда Российской Федерации. Ежемесячное денежное содержание, установленное в связи со смертью гибелью судьи Конституционного Суда Российской Федерации его ее вдове вдовцусохраняется до вступления их в новый брак. Круг членов семьи, имеющих право на установление ежемесячного денежного содержания, предусмотренного пунктом 3 настоящего Указа, и сроки его выплаты определяются применительно к статье 9 Федерального закона "О трудовых пенсиях в Российской Федерации". Ежемесячное денежное содержание, установленное настоящим Указом для нетрудоспособных членов семьи умершего погибшего судьи Конституционного Суда Российской Федерации, находившихся на его иждивении, выплачивается Конституционным Судом Российской Федерации в порядке, определенном для судей Конституционного Суда Кадровое обеспечение деятельности судов Федерации, пребывающих в отставке. В случае смерти гибели судьи Конституционного Суда Российской Федерации или пребывающего в отставке судьи Конституционного Суда Российской Федерации его семье выплачивается единовременное пособие в размере его годового денежного вознаграждения. Участвует в организационном обеспечении деятельности Конституционного Суда РФ и Администрация Президента РФ. Пункт 8 того же указа предусматривает следующее: 8. Управлению делами Президента Российской Федерации: а обеспечивать медицинское, санаторно - курортное и социально - бытовое обслуживание: Председателя Конституционного Суда Российской Федерации, судей Конституционного Суда Российской Федерации, в том числе пребывающих в отставке или на пенсии, и членов их семей, в том числе членов семей умерших погибших судей Конституционного Суда Российской Федерации, в порядке и на условиях, установленных соответственно для Председателя Правительства Российской Федерации, его заместителей и членов их семей; федеральных государственных служащих аппарата Конституционного Суда Российской Федерации и членов кадровое обеспечение деятельности судов семей в порядке и на условиях, установленных соответственно для федеральных государственных служащих Аппарата Правительства Российской Федерации и членов их семей; б обеспечить прикрепление комбината питания Конституционного Суда Российской Федерации к подсобным хозяйствам, подведомственным Управлению делами Президента Российской Федерации. Президентские указы касающиеся Конституционного Суда РФ, кадровое обеспечение деятельности судов дополнительными гарантиями независимости судей Конституционного Суда РФ. Однако вместе с тем возникают и некоторые противоречия. Согласно статьи 93 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ участвует кадровое обеспечение деятельности судов процедуре отстранения от должности Президента РФ, что вызывает сомнения, качающиеся его полной независимости. Кроме президентских указов, имеются также постановления Правительства РФ в отношении социальных гарантий бывшим судьям Конституционного Суда РФ. Почти в автономном режиме осуществляется также организационное обеспечение деятельности всей системы подсистемы арбитражных судов. Здесь решающая роль отведена Высшему Арбитражному Суду РФ, в частности, его Председателю, заместителям Председателя и аппарату этого Суда. В соответствии с ч. Непосредственно такая деятельность — дело работников соответствующих специализированных подразделений кадровое обеспечение деятельности судов Высшего Арбитражного Суда РФ, которые действуют под общим руководством Председателя Суда либо по его поручению — заместителей Председателя. В соответствии с Регламентом арбитражных судов в них ведется учет законодательства иных нормативно-правовых актов. Решение некоторых важных вопросов организационного характера возложено на Пленум Высшего Арбитражного Суда РФ. К примеру, он утверждает места постоянного пребывания федеральных арбитражных судов округов. Кроме Пленума Высшего Арбитражного Суда РФ, от выполнения функции организационного обеспечения не отстранены руководители других арбитражных кадровое обеспечение деятельности судов и существующие в них президиумы. Для реализации решений, принятых Советом, Председатель Высшего Арбитражного Суда РФ издает приказы и распоряжения. Контроль за их выполнением осуществляется Организационно-контрольным управлением Высшего Арбитражного Суда РФ. Участвуют в определенных рамках в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов исполнительные органы, в том числе органы местной администрации субъектов Федерации. Согласно Закону об арбитражных судах Федеральные кадровое обеспечение деятельности судов исполнительной власти исполнительной власти субъектов Российской Федерации обязаны содействовать Высшему Арбитражному Суду РФ в организационном обеспечении деятельности арбитражных судов в Российской Федерации. Оказывать материально-техническое снабжение и обеспечение служебными помещениями иную помощь. Несколько иначе построено организационное обеспечение деятельности судов общей юрисдикции. Одно из наиболее бросающихся в глаза этих судов от арбитражных это их количество. Поэтому и задача по их надлежащему обеспечению в несколько раз сложнее. Ее успешное выполнение требует соответственно большего специализированного аппарата, который был бы в состоянии заниматься повседневно и в полном объеме работой по обеспечению нормальной деятельности судов. Возлагать всю такую работу в системе подсистеме судов, общей юрисдикции, по аналогии с арбитражными судами, на Верховный Суд РФ — значит идти на существенное расширение вспомогательного аппарата этого суда, а главное — на увеличение объема работы, свойственной не судебному учреждению, а учреждению исполнительной власти. Возложение на Верховный Суд РФ каких-то других трудоемких обязанностей способно лишь создать совершенно не нужные данному суду сложности и отвлечь его от основных задач. Это и ряд других обстоятельств — одна из причин того, что кадровое обеспечение деятельности судов недавнего времени а в определенной мере и в наши дни значительная часть работы по организационному обеспечению деятельности судов общей юрисдикции выполнялась и отчасти выполняется Министерством юстиции РФ, его органами и учреждениями. Однако негативные факторы, сопутствовавшие сотрудничеству судов общей юрисдикции и органов юстиции, привели, как отмечено выше, к принятию в законодательном порядке решения о создании нового органа — Судебного департамента при Верховном Суде РФ далее — Судебный департамент. Динамика взаимоотношений органов юстиции и судов. Основные задачи и функции Судебного Департамента при Верховном Суде На Судебный департамент возложено организационное обеспечение деятельности большинства судов общей юрисдикции и соответствующих органов судейского сообщества. Из сферы его деятельности полностью исключен Верховный Суд РФ, который в соответствии с ч. Из сферы его деятельности почти полностью выведены и создаваемые мировые суды, хотя они отнесены к судам общей юрисдикции ч. Местные органы Судебного департамента должны лишь обеспечивать покрытие расходов на заработную плату и социальные выплаты мировым судьям ч. Закона о мировых судьях. Остальное же материально-техническое обеспечение этих судов — дело местных органов юстиции или органов исполнительной власти соответствующих субъектов Федерации ч. Судебный департамент возглавляет органы и учреждения, входящие в его систему. Основными органами, на которые он должен кадровое обеспечение деятельности судов в обеспечении выполнения функции по организационному обеспечению деятельности судов, являются управления отделы Судебного департамента, создаваемые во всех субъектах Федерации. На центральный аппарат и управления отделы Судебного департамента возложены практически все функции, из которых слагается организационное руководство судами. В частности Статья 6 Закона о Судебном департаменте определяет обязанности и полномочия Судебного департамента: 1. Судебный департамент: 1 организационно обеспечивает деятельность верховных судов республик, краевых и областных судов, судов городов федерального значения, судов автономной области и автономных округов, военных и специализированных судов, органов кадровое обеспечение деятельности судов учреждений Судебного департамента, а также Всероссийского съезда судей и образуемых им органов судейского сообщества; 2 управляет органами и учреждениями Судебного департамента; 3 разрабатывает по вопросам своего ведения проекты федеральных законов иных нормативных правовых актов; 4 разрабатывает и представляет в Правительство Российской Федерации согласованные с Председателем Верховного Суда Российской Федерации и Советом судей Российской Федерации предложения о финансировании судов, мировых судей и органов судейского сообщества; 5 изучает организацию деятельности судов и разрабатывает предложения о ее совершенствовании; 6 вносит в установленном порядке в Верховный Суд Российской Федерации предложения о создании либо об упразднении судов; 7 определяет потребность судов в кадрах; обеспечивает работу по отбору и подготовке кандидатов на должности судей; взаимодействует с образовательными учреждениями, осуществляющими подготовку и повышение квалификации судей и работников аппаратов судов; 8 обеспечивает отбор и профессиональную подготовку работников аппарата Судебного департамента и работников органов и учреждений Судебного департамента; 9 разрабатывает научно кадровое обеспечение деятельности судов нормативы нагрузки судей и работников аппаратов судов; 11 ведет статистический и персональный кадровое обеспечение деятельности судов судей и работников аппаратов судов, а также работников органов и учреждений Судебного департамента; 12 ведет судебную статистику, организует делопроизводство и работу архивов судов; взаимодействует с органами юстиции при составлении сводного статистического отчета; 13 рассматривает жалобы и заявления граждан в пределах своей компетенции; 14 принимает меры по материально-техническому иному обеспечению деятельности органов и учреждений Судебного департамента; организует проведение научных исследований в области судебной деятельности и финансирует их; 15 организует кадровое обеспечение деятельности судов зданий, а также ремонт и техническое оснащение зданий и помещений судов, органов и учреждений Судебного департамента; 16 организует разработку и внедрение программно-аппаратных средств, необходимых для ведения судопроизводства и делопроизводства, а также информационно-правового обеспечения судебной деятельности; осуществляет работу по систематизации законодательства; ведет банк нормативных правовых актов Российской Федерации, а также общеправовой рубрикатор законодательства; 17 принимает во взаимодействии с судами, органами судейского сообщества и правоохранительными органами меры по обеспечению независимости, неприкосновенности и безопасности судей, а также безопасности членов их семей; 18 организует материальное и социальное обеспечение судей, в том кадровое обеспечение деятельности судов пребывающих в отставке, работников аппаратов судов, а также принимает меры по обеспечению их благоустроенным жильем; организует медицинское обслуживание и санаторно-курортное лечение судей, в том числе пребывающих кадровое обеспечение деятельности судов отставке, членов их семей и работников аппаратов судов в соответствии с федеральным законодательством; 19 устанавливает и развивает связи с государственными иными органами, учреждениями и организациями, в том числе иностранными, в целях совершенствования организации работы судов и повышения эффективности деятельности Судебного департамента… 2. Центральный аппарат Судебного департамента состоит из ряда структурных подразделений, которые прописаны в статье 7 данного закона. В него входят: главное управление организационно-правового обеспечения деятельности судов, главное управление обеспечения деятельности военных судов, главное финансово-экономическое управление, управление государственной службы и кадрового обеспечения, контрольно-ревизионное управление, управление делами, управление капитального строительства, эксплуатации зданий и сооружений, отдел учебных и образовательных учреждений, отдел международно-правового сотрудничества. Возглавляет Судебный департамент Генеральный директор, назначаемый Председателем Верховного Суда РФ с согласия совета судей РФ. Так же Генеральный директор Судебного департамента имеет заместителей, которые назначаются на должность и освобождаются от должности Председателем Верховного Суда Российской Федерации по кадровое обеспечение деятельности судов Генерального директора Судебного департамента. На Генерального директора Судебного департамента возложена ответственность за надлежащею организацию выполнения возложенных на Судебный департамент и его органы функций по организационному обеспечению деятельности судов. Издаваемые им приказы, распоряжения инструкции обязательны для судов в части, касающейся организационного обеспечения их деятельности. Кроме этого он представляет суды в Правительстве Российской Федерации, федеральных органах исполнительной власти и органах государственной власти субъектов Российской Федерации при решении вопросов, относящихся к компетенции Судебного департамента. Ежегодно он должен представлять отчеты о деятельности Судебного департамента Председателю Верховного Суда РФ и Всероссийскому съезду кадровое обеспечение деятельности судов. Генеральный директор Судебного департамента тем самым несет персональную ответственность за выполнение кадровое обеспечение деятельности судов, возложенных на Судебный департамент. В Судебном департаменте образуется коллегия в составе Генерального директора Судебного департамента председатель коллегииего заместителей, входящих в состав коллегии по должности, и других кадровое обеспечение деятельности судов Судебного департамента. Члены коллегии, за исключением входящих в ее состав по должности, утверждаются Председателем Верховного Суда Российской Федерации. В работе коллегии могут принимать участие Председатель Верховного Суда Российской Федерации, его заместители и члены Совета судей Российской Федерации. Местные органы Судебного Департамента — управления отделы — обеспечивают выполнение соответствующих задач на территории субъекта Федерации. Возглавляют их начальники, назначаемые Генеральным директором по согласованию с председателями судов, советами судей и органами государственной власти субъектов Федерации. Управление отдел Судебного департамента осуществляет организационное обеспечение деятельности районных судов, органов судейского сообщества субъекта Российской Федерации, а также финансирование мировых судей. Как видно из статьи 14 Закона о судебном департаменте отделам судебного департамента предоставлены очень широкие функции в деле организационного обеспечения деятельности судов. Можно сказать, что на них ложиться основная нагрузка по обеспечению деятельности судов. С судебным департаментом, появилось новая должность в судах — это администратор суда. Администраторы верховных судов республик, краев, и областей, автономных областей кадровое обеспечение деятельности судов округов городов кадровое обеспечение деятельности судов значения, являются подконтрольными Судебному департаменту. А администраторы районных судов - под контролем управления отдела Судебного департамента. Основная их задача — освобождение председателей судов, их заместителей и судей от необходимости выполнения организационной работы. Работники аппарата Судебного департамента и работники органов кадровое обеспечение деятельности судов учреждений Судебного департамента - являются государственными служащими, им присваиваются классные чины и другие специальные звания, а работникам главного управления обеспечения деятельности военных судов могут также присваиваться воинские звания. Время показало создание Судебного департамента, было правильным решением. Передача функции организационного обеспечения деятельности судов специально созданному органу значительно улучшило работу всей системы в целом. Кроме Судебного департамента обеспечением деятельности судов занимается — также недавно созданная - Служба судебных приставов. Создание Судебного департамента при Верховном Суде РФ и службы судебных приставов сделало важный шаг к осуществлению независимого правосудия в нашей стране. Судебный департамент забравший у министерства юстиции РФ основные функции в области организационного обеспечения деятельности судов, тем самым отчасти отстранил исполнительную власть от судебной. Кроме этого, судебный департамент в силу своего более узкого круга задач способен лучше решать задачи обеспечения судов, чем министерство юстиции, которое осуществляет множества иных функций. Немалую роль в обеспечении деятельности судов играет, пока подконтрольная Министерству Юстиции РФ, служба судебных приставов. Как, показывает опыт, такое разграничение полномочий в организационном обеспечении деятельности судов, распределенных между несколькими органами, обеспечивает оптимальную и независимую работу судов. Конституция Российской Федерации: офиц. О военных судах: Федеральный Конституционный закон от 23 июня 1999г. О судебной системе Российской Федерации: Федеральный Конституционный закон от 31 декабря 1996г. О судебном департаменте: федеральный закон от 8 января 1998г. О судебных приставах: федеральный закон от 21 июля 1997г. Положение о Министерстве юстиции Российской Федерации. Утверждено Указом Президента Российской Федерации от 13 октября 2004г.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Наталья Сьщлева

    19.11.2015

    В соответствии с Регламентом арбитражных судов в них ведется учет законодательства и иных нормативно-правовых актов. Ежемесячное денежное содержание, установленное в связи со смертью гибелью судьи Конституционного Суда Российской Федерации его ее вдове вдовцу , сохраняется до вступления их в новый брак.