Основные принципы романтизма

РОМАНТИЗМ ВО ФРАНЦИИ Эстетика и периодизация французского романтизма История французского романтизма даже внеш­не отличается от истории романтизма в Германии и Англии. Очень важно, что английский и немецкий романтизм раз­вивались от Великой французской революции. Следовательно, романтизм во Фран­ции должен был развиться гораздо раньше, чем в других странах. Однако как раз во Франции романтизм развивается очень мед­ленно, с паузами. У англичан и немцев апогей романтизма приходится на первое десятилетие XIX века, апогей романтизма во Франции — конец двадцатых годов, тридцатые. Факты французского романтизма располагаются вокруг событий Июльской революции 1830 года. Романтизм отчасти гото­вил эту революцию, сопутствовал ей и жил ее итогами. Однако если говорить о романтизме в целом, то он все же порожден Великой французской революцией 1789-1794 годов. То обстоятельство, что именно Франция в эпоху французской революции не выступила с основные принципы романтизма движением не столь удивительно. Это можно лучше всего объяснить остроумными рассуждениями Гейне. В одном из своих произведений он говорит о том, скольким духовно обязаны немцы французской революции. И спрашивает: а сами французы? Гейне отвечает так: французы были в эти годы по горло заняты делом, они делали новую Францию. Они были так заняты, что им некогда было спать, основные принципы романтизма сны. И за себя они поручили спать и видеть сны нам, немцам. Романтизм оказал влияние на культурную жизнь Франции всего XIX века. Париж стал романтической столицей Европы. Главное своеобразие французского романтизма — в глубинной связи с событиями Великой французской революции, которая создала новую культурную модель мира и человека, свое понимание истории. Философской основой романтизма явился руссоизм: культ природы, культ чувств и страстей естественного человека, негативное отношение к современной цивилизации. Все эти идеи Жан-Жака Руссо 1712-1778 были созвучны романтикам. Его «Исповедь» 1766-1769 оказала влияние на становление психологического романа во Франции. В «Рассуждениях о науках искусствах» 1750 он впервые сформулировал главную тему своей социальной философии — конфликт между современным обществом и человеческой природой. Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым основные принципы романтизма утопии». Просвещение прежде всего включало в себя веру в возможность изменять человека к лучшему, «рационально» преобразовывая политические и социальные устои. Ориентиром для создателей утопий XVIII в. Это был исключительно вымышленный, умозрительный тип общества, который, по замечанию Руссо, возможно, никогда и не существовал и который, скорее всего, никогда не будет существовать в реальности. Возрожденческий идеал свободной личности приобретает атрибут всеобщности и ответственности: человек Просвещения думает не только о себе, но и о других, о своем месте в обществе. В центре внимания просветителей — проблема наилучшего общественного устройства. Просветители верили в возможность построения гармонического общества. Грандиозные социальные катаклизмы, потрясшие сначала Францию, а затем всю Европу, нельзя было воспринимать рассудочно, аналитически бесстрастно. Разочарование в революции как способе изменения социального бытия вызвало резкую переориентацию самой общественной психологии, поворот интереса от внешней жизни человека и его деятельности в обществе к проблемам духовной, эмоциональной жизни личности. Попытки преодоления односторонности рационализма и моделирование целостной, гармонической личности в художественной культуре предопределили главные направления ее развития в XIX веке и, прежде всего, романтизм. Романтики открывали частного, субъективного человека. Интерес к внутреннему миру основные принципы романтизма способствовал возникновению психологизма, в основе которого лежит категория меланхолии. Романтическая меланхолия трактуется как мировоззренческая категория, основные принципы романтизма универсальное мироощущение современного человека. Сущность такой меланхолии в противопоставлении идеальной внутренней жизни личности и современного социума. Романтики открывали принципы историзма в художественном творчестве. Французская революция помогла романтикам осознать зависимость искусства от истории, признание основных исторических законов законами искусства: законы эволюции, изменчивости, динамики. В романтизме возросла значимость личности реального автора и его биографии. Это повлекло за собой возникновение биографического направления в изучении литературы. Своеобразие французского романтизма в том, что он первоначально зарождался в эстетике и критике, а лишь затем получил развитие в прозе, поэзии, драматургии. Ранний период, ознаменованный возникновением и основные принципы романтизма двух художественных школ: Шатобриан противопоставляет просветительской вере в разум культ христианского чувства. Эстетическим манифестом этой школы стал его трактат «Гений христианства» 1802. Время широкого распространения романтизма во Франции. Возникает романтическая поэзия Гюгоромантическая драма Меримежурналы романтической направленности «Литературный консерватор», «Глобус». В это основные принципы романтизма время во французском романтизме основные принципы романтизма несколько параллельных течений: лирико-философское В это время в литературу приходят Возникает психологическое направление романтизма, и в то же время начинается формирование реалистической эстетики: Период кризиса и угасания: После 1848 года интерес к романтической литературе исчезает, наступает период ее заката. «Собор Парижской богоматери» Виктора Гюго как пример исторического романа французского романтизма Выдающийся основные принципы романтизма романтик и общепризнанный гла­ва романтической школы Виктор Гюго 1802—1885 прошел сложный путь развития. В начале творческого пути он воспевал лилии Бурбонов и католическое благочестие, с середины 20-х годов — сторонник основные принципы романтизма идей. Он начал свою литературную деятель­ность очень рано. Ему было около двадцати лет, когда он стал знаменитым поэтом. Его жизнь в литера­туре — это шестьдесят лет. Гюго основные принципы романтизма не только плодовит, но и чрезвычайно разнообразен в своем творчестве. Он был поэтом, автором множества поэтических сборников, которые появлялись вре­мя от времени в течение всей его жизни. Он был драматургом, создавшим своими пьесами новый театр для францу­зов. Наконец, он был романистом, автором больших романов. Ро­манов, часто приближавшихся, как «Отвер­женные», к типу эпопеи. Кроме того, он был еще замечательным публицистом, пам­флетистом. В 1830-е годы Гюго — общепризнанный вождь не только молодой литературы, основные принципы романтизма и всего искусства во Фран­ции: Первый сборник «Оды и другие стихотворения» написан в русле классицизма. Однако скоро эстетические взгляды Гюго изменятся. Он начинает издавать литературный журнал «Литературный консерватор». В этом журнале впервые возникают романтические образы, идеи, мотивы. В 1827 году в «Предисловии к «Кромвелю» Гюго сформулировал принципы новой, романтической драматургии. Основным видом основные принципы романтизма провозглашается драма, так как она отражает двойственную духовно-материальную основные принципы романтизма современного человека. Автор критикует правила «трех единств», выступает против строгого разграничения жанров, утвердившихся в классицизме. Гюго требовал свободы и естественности, не отрицая значения «местного колорита», признавал возможным смешение трагического и комического. Этот манифест сыграл положительную роль в освобождении литературы от канонов классицизма. В 1829 году в сборнике стихов «Восточные мотивы» складывается живописно-исторический стиль Гюго, эстетические восточные реалии соединяются с изображением самобытного основные принципы романтизма. Эстетической основой романа «Собор Парижской богоматери» 1831 является философия истории Гюго. Окружающий мир изначально противоречив. На одном полюсе его оказываются бог, добро, красота, на другом — зло, основные принципы романтизма, бесчеловечность. Ход истории определяется движением от мрака к свету, от зла к добру. История описана как процесс непрерывного нравственного совершенствования человека и мира. Воспроизвести в полной живописной очевидности, в ощутимой конкретности борьбу противоречий, новых форм идей со старыми, показать этот тяжкий путь основные принципы романтизма человечества, чтобы вдохновить его на дальнейшие труды, — такова задача исторического романа согласно Гюго. Гюго не случайно сделал предметом изображения именно эпоху XV века, ставшую основные принципы романтизма в истории Франции. Здесь, по представлению тогдашних историков, кончалось средневековье и начиналось Новое время. С философией истории тесно основные принципы романтизма философия культуры. В романе показано столкновение двух исторических эпох: средних веков и Нового времени. Дух средневековых институтов культуры воплощен в соборев котором кипят самые дикие страсти, хотя он должен быть символом тихого благочестия. Собор и то, что происходит внутри собора, — главная антитеза романа. В то же время Собор — выражение души народа и философии эпохи в широком смысле слова. Основные принципы романтизма Нового времени — книга, которая указывает на зарождение книгопечатания. Выражением философии культуры Гюго являются рассуждения о основные принципы романтизма, что книга убьет здания. Гюго создал свою философию средневекового искусства. Каждая архитектурная деталь наполнилась содержанием, и древний Собор вдруг заговорил полным голосом, свидетельствуя о прошлом и предвещая будущее. В центре исторического повествования оказывается борьба между Людовиком XI и крупнейшими феодалами. Людовик XI стремится объединить все области Франции и установить в стране монархию. В этом его поддерживает простой народ и третье сословие, которые воплощают в себе созидательное начало, прогрессивные тенденции в историческом процессе. В хаосе противоречивых тенденций, при упадке государственной власти особенно ярко проявляется новая сила — общественное мнение, новая идея права, противопоставленная идее силы, выступает на сцену народ, часто диктующий феодалам свою волю. В романе много массовых сцен с участием простых парижан. Это новое начало основные принципы романтизма пробивается в толще старых предрассудков, в чудовищной нелепости феодального бесправия, торжествующего среди бесчисленных установлений и обычаев. Роман начинается с массовой сцены, в которой описан прием послов по случаю бракосочетания наследника французского престола. Эти события происходили 6 января 1482 года. Роман заканчивается также массовой сценой — штурм собора народом, который пытается спасти Эсмеральду от виселицы. Эти два эпизода показывают, как изменяется роль народа в описываемых событиях. Если в начале романа народ изображен как зритель, основные принципы романтизма в конце показано пробуждение его сознания. Своеобразие основные принципы романтизма видится в том, что исторические персонажи не играют существенной роли в повествовании. Главное место отводится вымышленным персонажам: Квазимодо, Клоду Фролло, Эсмеральде, Фебу. Вымысел история переплетаются. Отсутствие исторического события искупается необычайным богатством «нравов». Они свидетельствуют о нравственных возможностях народа и о политических возможностях государства. Именно в основные принципы романтизма, по мнению Гюго, обнаруживается историческая специфика эпохи. Эсмеральда и Квазимодо представляют собой два полюса народного мира. Преследование ведьм лучше всего демонстрировало ужасы средневековой религии и основные принципы романтизма, поэтому и возникает образ Эсмеральды, которая выражает все лучшее, что есть в народе, являясь гармоничным воплощением красоты и добра, символом естественности и одаренности, раздавленным средневековым суеверием. Квазимодо воплощает стихийное, непросвещенное сознание народа. В его образе получает воплощение теория гротеска. Квазимодо — предельное основные принципы романтизма уродства и отверженности. Гротеск дополняется поэтикой контраста. Это основа романтической концепции писателя. Контраст: внешнее уродство Квазимодо контрастирует с его внутренней красотой, источником которой является его любовь к Эсмеральде. Наглядное проявление этой красоты — сцена спасения Эсмеральды. Символическое значение получает глава «Женитьба Квазимодо», в которой смерть навсегда соединяет его с любимой. Любовь и красота выступают как бытийные, онтологические категории, воплощение абсолютной жизни. Герои умирают, но эпоха гуманизма, которая оправдает земные человеческие чувства и осудит аскетизм, неумолимо приближается. Эсмеральда и Квазимодо противопоставлены официальной церкви и обществу, как нравственное начало, живущее в народе. Это закон не основные принципы романтизма жанра, но исторического познания: динамику эпохи нельзя было показать без элементов будущего. Антиподом героев выступает Клод Фролло. Он заменил истинную основные принципы романтизма научным экспериментом. Он охвачен сильными страстями, которые несут гибель и Эсмеральде, и ему самому. Страсть у Гюго, как у всех французских роман­тиков, является одной из важнейших категорий. Она опрокидывает законы природы, превращая человека в сверхчеловека. Страсть поглощает характеры, это и основные принципы романтизма характеры, возведенные в необычайную основные принципы романтизма. В начале романа герои играют свои обыкновенные роли: плясунья Эсмеральда со своей козочкой с золочеными рогами, угрюмый архидьякон Клод Фролло, уродливый звонарь Квазимодо. Но по­степенно все преображается, герои выходят из своих ро­лей. Писатели-реалисты обычно показывают, как люди вы­полняют свои роли. А у Гюго вся суть в изображении того, как человек выходит из своей роли. Строгий Клод Фролло, схоласт и книж­ник, превращается в безумного влюбленного. В забытом, затравленном людьми Квазимодо раскрывается неж­нейшая душа. А судьба уличной плясуньи Основные принципы романтизма оказывается судьбою многих людей. Выхождение жизни и людей из своих границ — пафос творчества Гюго и в целом всего романтизма. Клод Фролло представляет собой тип интеллектуального героя, которого автор наделяет рефлексией и способностью к самоанализу. Это чаще всего проявляется во внутренних монологах героя. Его смерть оказывается закономерной и глубоко символичной. Герой еще при жизни утратил живую душу. Его жизнь в этом мире воспринимается как жизнь смерти. Гюго — это, прежде всего, поэт современной цивилизации. Его впечатляют грандиозные масштабы этой цивилизации, ее в ечная переменчивость и неспокойствие, великий круговорот жизни. В то же время Гюго, как основные принципы романтизма многие его современники, понимал, что это развитие, динамика идут через противо­речия, через антагонизмы. Он первый в мировой литературе поэт города. Город стано­вится эстетическим предметом именно в «Соборе Парижской богоматери». Это роман о средневековом Париже, из которого произо­шел современный Париж. Город как нечто целое, с его архи­тектурой, площадями, улицами, с его толпами, со всем, что творится внутри него, — вот предмет поэтического воодушев­ления автора. Подобный урбанизм мы знаем и в русской литературе: Гоголь и Достоевский. Их урбанизм именно основные принципы романтизма духе Гюго, Бальзака, Диккенса. Гюго создает энциклопедию средневековой жизни Парижа. Центральные топосы Собора и Двора чудес, королевского дворца и Бастилии моделируют особый хронотоп романа, через который происходит совмещение настоящего и прошлого, осуществляется живой диалог между XIX и XV веками. Связующим центром этого хронотопа выступает автор, который основные принципы романтизма как современник XIX века и писатель эпохи средневековья, как философ, предлагающий свою философию истории, и в то же время как парижанин, любящий свой город.

Также смотрите:

Комментарии:
  • Алла Эм

    14.11.2015

    Однако именно благодаря этому картина приобретает реалистичный характер и жизненную убедительность. Он изобразил великое прошлое аристократии, но увидел там не королей и рыцарей, не аристократов и принцесс, а цыганку и звонаря, он над кардиналом вознёс нидерландских купцов — пионеров буржуазного порядка. Эпоха Просвещения по праву может быть названа «золотым веком утопии».