Результат воспитательной деятельности

Большинство педагогов стремятся определить эффективность своего труда и тех процессов, с которыми связана их профессиональная деятельность. К числу наиболее важных процессов, входящих в сферу результат воспитательной деятельности педагогической деятельности, относится воспитательный. В педагогических публикациях под эффективностью воспитательного процесса, как правило понимается действенность, результативность воспитательной работы, способность обеспечить цели. Ученые предлагают её определять как отношение достигнутого результата к целевым ориентирам воспитательной деятельности. Таким образом, эффективность воспитательного процесса - это соотнесенность полученных результатов с целями и прошлыми достижениями в воспитательной практике. Принципом построения деятельности педагогов по изучению эффективности процесса воспитания. Можно назвать следующие положения: Методологическим основанием деятельности по определению эффективности воспитательной работы является парадигма личностно - ориентированного образования и воспитания, в которой личность ребенка рассматривается как цель субъект и результат воспитательного процесса. При отборе критериев, показателей и методик изучения эффективности воспитательной деятельности необходимо использовать системный подход, позволяющий установить взаимосвязь оценочно-результативного компонента с целямизадачами, содержанием и способами организации воспитательного процесса. Надо отказаться от исследования результативности процесса воспитания учащихся путем случайного подбора диагностических средств, в основе которого лежит субъективное отношение к инструментарию изучения: нравиться или не нравится та или иная методика. Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Основное предназначение воспитания заключается в его развивающем влиянии, поэтому только происходящие изменения в личности ребенка могут свидетельствовать об эффективности данного процесса. Диагностика изменений ситуации развития ребенка в течении нескольких лет, а не одноразовые срезы, пусть даже очень глубокие и результат воспитательной деятельности, должна лежать в основе разработки рекомендаций и выводов по результатам изучения эффективности воспитательного процесса. Целесообразно проводить многолетнее диагностическое исследование с неизменными и методиками на протяжении всего периода изучения. В этой связи следует подумать и создать систему хранения интерпретации получаемой в течении нескольких лет информации. В ходе диагностики необходимо определить наиболее эффективные педагогические средства и те формы и способы организации воспитательного процесса, которые в наименьшей степени повлияли на развитие результат воспитательной деятельности учащихся. Оценочно — результативный компонент воспитательной деятельности в конкретном учебном заведении должен обладать единичными, особенными и общими чертами, детерминированными неповторимостью образовательного учреждения и окружающей его социальной и природной среды, спецификой типа учебного заведения, характером воспитательных отношений в нем. Диагностический инструментарий не должен быть громоздким и требовать большого количества времени и сил для подготовки и проведения результат воспитательной деятельности, обработки получаемых результатов. Однако необходимо помнить, что ориентация на использование в процессе изучения только экспресс методик не всегда является оправданной, так как получение выигрыша во времени нередко происходит за счет снижения качества получаемой информации. Необходима максимальная включенность педагогов в диагностический процесс. Это способствует повышению качества диагностики, сокращению затрат времени у главных организаторов изучения, расширению возможностей ознакомления учителей, учащихся и родителей с результатами проведенного исследования. Процесс изучения эффективности воспитательной деятельности не должен причинить вреда испытуемым, а его результаты не могут стать средством административного давления на педагога, родителя или учащегося. В противном случае станет невозможным получение достоверных результатов на последующих результатов на последующих этапах диагностики. При проведении диагностического исследования необходимо соблюдение педагогического такта. Недопустимо без согласия испытуемых публичное оглашение ответов на вопросы анкеты результат воспитательной деятельности беседы, сообщение результатов, которые унижают достоинство отдельных учителей или школьников. На основе перечисленных положений, являющихся стратегическими ориентирами в организации диагностического исследования, разрабатывается технология изучения эффективности воспитательного процесса. При разработке технологических аспектов необходимо определить что, как и когда диагностируется, кто является организатором и участником изучения. Эффективность процесса воспитания можно представить следующим образом: — результат воспитательной деятельности цели и задач изучения; — подбор критериев и показателей для определения результативности процесса воспитания учащихся; — выбор методик изучения; — подготовка диагностического инструментария; — исследования испытуемых; — обработка интерпретация результатов исследования; — анализ, оценка и обсуждение результатов изучения. Чтобы более ясно и детально представить содержание и способы деятельности организаторов и участников диагностики, следует описать каждый этап диагностического процесса. Основная цель изучения заключается в выявлении способности учреждения образования или его структурного подразделения содействовать развитию личности ребенка. В зависимости от уровня сформированности данной способности можно определить и степень эффективности воспитательного процесса: чем более высок уровень сформированности способности, тем выше его эффективность, и наоборот. В качестве частных задач изучения могут результат воспитательной деятельности избраны следующие: — выявить уровень воспитанности выпускников учебного заведения; — выяснить степень влияния отдельных педагогических средств на личность ребенка и процесс его развития; — получить информацию результат воспитательной деятельности результативности работы классных руководителей; — определить степень удовлетворенности учащихся, педагогов и родителей воспитательным результат воспитательной деятельности и его результатами. Содержание критериев и результат воспитательной деятельности эффективности воспитательного процесса обусловлено комплексами целей и задач, решаемых школьным результат воспитательной деятельности или отдельным педагогом. Каждая цель и задача должны быть подкреплены определенной совокупностью критериев и показателей, на основе которых можно было бы судить об успешности реализации целевых ориентиров. Так как целевые ориентиры и другие компоненты воспитательной деятельности направлены прежде всего на содействие развитию личности ребенка, то результат воспитательной деятельности качестве основных критериев и показателей избираются либо воспитанность учащихся, либо сформированность основных потенциалов личности школьников, либо их интеллектуальная, нравственная и физическая развитость. Освоенность учащимися образовательной программы. Развитость познавательных процессов интересов личности. Сформированность основных нравственных качеств отношений личности ребенка. Овладение навыками личной гигиены. Развитость силы, быстроты, ловкости, выносливости и гибкости. Следует признать продуктивным избранный в некоторых образовательных учреждениях подход к определению критериев и показателей эффективности воспитательного процесса на основе разработанного педагогами, учащимися и родителями образа выпускника учебного заведения. В данном случае критерии и показатели могут быть следующими. Сформированность познавательного потенциала личности выпускника. Сформированность нравственного потенциала личности выпускника. Сформированность отношений личности выпускника к Родине, результат воспитательной деятельности, семье, школе, классному коллективу, себе, природе, учебе и труду. Сформированность эстетического потенциала личности выпускника. Сформированность коммуникативной культуры учащегося. Сформированность эстетического потенциала личности выпускника. Развитость чувства прекрасного и других эстетических чувств. Сформированность физического потенциала личности выпускника. Состояние здоровья учащихся выпускных классов. Нередко критериями и показателями эффективности воспитательного процесса становятся сформированность общешкольного коллектива, удовлетворенность учащихся, педагогов и родителей жизнедеятельностью в учебном заведении, что помогает оценить результативность работы по созданию в образовательном учреждении благоприятного нравственно-психологического климата. Наряду с перечисленными используются и другие критерии и показатели, которые в наибольшей степени отражают специфику образовательного учреждения и своеобразие осуществляемого результат воспитательной деятельности нем результат воспитательной деятельности процесса. Количество критериев и результат воспитательной деятельности не должно быть большим, при их определении надо исходить из требований необходимости и достаточности. Критерии и показатели для исследования эффективности создаваемой воспитательной системы школы. Умение и стремление к познанию, проявлению и реализации своих способностей. Креативность личности ребенка, наличие высоких достижений в одном или нескольких видах деятельности. Выбор нравственных форм и способов самореализации и самоутверждения. Наличие положительной самооценки, уверенности в своих силах и возможностях. Обладание способностью к рефлексии. Удовлетворенность учащихся, результат воспитательной деятельности и родителей жизнедеятельностью в школе. Комфортность, защищенность личности учащегося, его отношение результат воспитательной деятельности основным сторонам жизнедеятельности результат воспитательной деятельности школе. Удовлетворенность педагогов содержанием, организацией и условиями трудовой деятельности, взаимоотношениями в школьном сообществе. Удовлетворенность родителей результат воспитательной деятельности обучения и воспитания своего ребенка, его положением в школьном коллективе. Усвоение учащимися образовательной программы. Поступление выпускников школы в высшие учебные заведения. Участие учащихся и педагогов в смотрах, конкурсах, соревнованиях. Отток учащихся в другие учебные заведения. Основная цель психологического сопровождения воспитательного мониторинга - создание условий, в которых личностный и творческий потенциал ученика получат возможность развития. Важно помочь ребенку сформировать положительный результат воспитательной деятельности своего «Я», окружающего мира, собственного будущего, научить его устанавливать и поддерживать коммуникативные связи в обществе. Психолог, решая социально-педагогическую задачу, помогает педагогическому составу адаптировать образовательную программу к конкретной группе детей или каждому ребенку с учетом психологических особенностей. При решении социально-организационных задач психолог выступает носителем идей гуманистического подхода как в образовании, так и в семейном воспитанииидеи личностного, возрастного подхода, партнерского сотрудничества взрослых и детей. Для решения задач воспитательного мониторинга психолог выполняет следующие функции: консультативно-диагностическая изучение личностных особенностей и профессиональной направленности детей, проведение социометрических исследований детских и педагогических коллективов, консультирование по результатам диагностики и по запросу ; коррекционно-профилактическая групповые индивидуальные коррекционные занятия, обучающие тренинги и семинары для детей, педагогов и родителей, создание комфортного психологического климата в образовательной среде ; информационно-аналитическая разработка общих подходов к изучению социально-психологических явлений в образовательном пространстве посредством социологических опросов, анализов, обобщений и структурирования получаемой информации; адаптация методик и технологий; информирование участников образовательного процесса о полученных результатах ; организационно-просветительская организация непосредственной социально-психологической помощи результат воспитательной деятельности образовательного процесса. Для педагогов результат воспитательной деятельности внесение психологического результат воспитательной деятельности в образовательные программы с учетом детской возрастной сензитивности; для администрации — выполнение заказных исследований для родителей с целью определения совместной стратегии воспитания. К работе на этом этапе следует приступать только после определения критериев и показателей эффективности процесса воспитания. Подбор методик не должен быть случайным- выбор их необходимо производить в соответствии с избранными критериями и показателями. Диагностика воспитательного процесса является основной отраслью педагогической науки. Однако уже накоплено значительное количество диагностических методик, которые можно использовать в исследовательской и практической деятельности педагогов. При изучении эффективности результат воспитательной деятельности работы целесообразно использовать следующие методики: Аспекты изучения Диагностические средства 1. Сформированность познавательного потенциала личности учащегося. Статистический анализ текущей итоговой успеваемости. Методики изучения познавательных процессов личности ребенка. Групповой интеллектуальный тест для 1-5 ГИТПИТ подростковый интеллектуальный тест для 6-8 кл. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. Сформированность результат воспитательной деятельности потенциала личности учащегося Тест Щурковой «Размышляем о жизненном опыте» для определения нравственной направленности личности. Петровой « Пословицы» для определения направленности личности. Шиловой для изучения воспитанности учащихся. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. Сформированность коммуникативного потенциала личности учащегося. Методика выявления коммуникативных склонностей. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. Сформированность эстетического потенциала личности учащегося. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. Сформированность физического потенциала личности учащегося. Статистический медицинский анализ состояния здоровья учащихся. Выполнение контрольных нормативов в беге на 30 метров, шестиминутном беге, прыжках в длину с места, подтягивании юношиподнимания туловища девушки. Методы экспертной оценки педагогов и самооценки учащихся. Удовлетворенность учащихся, результат воспитательной деятельности и родителей жизнедеятельностью в школе. Андреева « Изучение удовлетворенности учащихся школьной жизнью». Степанова для исследования удовлетворенности педагогов и родителей жизнедеятельностью в образовательном учреждении. Немова «Социально-психологическая самоаттестация коллектива СПСК ». Рожкова « Определение уровня развития ученического самоуправления». Байбородовой для изучения степени развития основных компонентов педагогического взаимодействия. Для проведения диагностического исследования надо своевременно подготовить необходимый инструментарий- бланки для испытуемых, протоколы изучения, специальное оборудование и т. Такая подготовка осуществляется как представителями администрации школы, так и отдельными педагогами, участвующими в диагностическом процессе. Увеличение числа субъектов диагностики результат воспитательной деятельности время результат воспитательной деятельности диагностического инструментария, а в дальнейшем- время изучения и обработки результатов. Следует результат воспитательной деятельности целесообразным вовлечение большого количества работников школы в процесс диагностики. Субъектами диагностического исследования могут быть директор и его заместители, социальный педагог, библиотекарь, школьный медработник, учитель физкультуры, музыки, изобразительного искусства, руководители кружков и секций, некоторые родители и старшеклассники. При изучении эффективности воспитательного процесса используется результат воспитательной деятельности диагностических методов Методик. Использование каждого из них происходит в соответствии с требованиями, предъявляемыми к процедуре применения того или иного метода диагностики. Субъекты диагностики должны хорошо знать и соблюдать данные требования, что позволит получить достоверную информацию и не причинить вреда испытуемым. Обработка интерпретация результатов исследования. После проведения исследования результат воспитательной деятельности создается рабочая группа для обработки интерпретации результатов изучения. Результат воспитательной деятельности состоит из трех-четырех человек. В результат воспитательной деятельности входят, как правило, школьный психолог, заместитель директора по воспитательной работе. После обработки результатов данные исследования заносятся в таблицы, графики, диаграммы. В школах-экспериментальных площадках результаты изучения представлены в следующей таблице. Исследуемая выборка Год изучения Сформированность нравственного потенциала Направленность личности тест Щурковой Экспертная оценка педагогов Нравственная Ситуативная Безнравственная Высокая Средняя Низкая Несформированная Уч-ся 11-го класса Уч-ся 9-го класса Анализ оценка и обсуждение результатов изучения. При анализе результатов исследования особое внимание следует уделить выявлению тенденций изменения показателей в течении нескольких лет. Это позволит более точно определить: в какой ситуации развития, стабильного функционирования, регресса находится воспитательная система школы, какая степень эффективности характерна для неё. Важно получить целостное представление о состоянии системы, чтобы более объективно и обосновано оценить её эффективность, наметить пути и средства дальнейшего ее развития. Обсуждение результатов лучше провести на заседании педагогического совета или производственном совещании, чтобы каждый педагог имел представление о состоянии и направлениях совершенствования воспитательной деятельности, сумел определить свое место и роль в обновлении процесса воспитания учащихся. Об основных результатах исследования следует информировать учащихся и родителей. Завершая описание теоретических и технологических аспектов изучения эффективности воспитательной работы, необходимо заметить, что каждый педагогический коллектив нуждается в разработке диагностического инструментария, ведь при отсутствии достоверной, подвергнутой тщательному анализу информации о развитии личности ребенка, формировании коллектива учебного заведения, результат воспитательной деятельности результатах воспитательного процесса ставится под сомнение целесообразность всей педагогической деятельности. Подпишитесь на автора и сайт подскажет вам, когда появятся результат воспитательной деятельности новые публикации. Интересующие вас статьи будут выделены в списке и выведены самыми первыми!

Также смотрите:

Комментарии:
  • Вера Безлепкина

    28.11.2015

    Диагностика результатов развития личности учащегося является главным содержанием деятельности по определению эффективности воспитательного процесса. Управлениям образования облисполкомов Комитету по образованию Мингорисполкома Учреждению образования «Академия последипломного образования» Учреждению образования «Республиканский институт профессионального образования» Научно-методическому учреждению «Национальный институт образования» 18 марта 2003 г.